Когда рыбалка становится охотой
Аутентичные статьи Евгения Сокура магазин Клёвое место г.Владивосток. При использовании статей необходимо обязательное указание автора и ссылки на первоисточник.Вторая половина сентября. Уже долгое время на реке царит засуха. Я еще не видел эту хорошо знакомую мне реку в настолько сухом состоянии. Еще километрах в сорока, не доходя до точки, где обычно в сентябре стоит наш лагерь, мы начали тянуть тяжело груженую ульмагу по перекатам. И чем выше мы поднимались, тем река становилось круче. Появлялось все больше тяжело проходимых участков. Нам не хватило пройти около семи километров. Длинный мелководный плес, усеянный крупными камнями, встал непреодолимой преградой. Даже полностью разгрузив лодку, винт каждый метр ловил удары о камни. Риск остаться без мотора в самом начале экспедиции был слишком высок, и мы приняли решение уйти ниже по течению, где река полноводнее.
Чтобы облегчить экипажу спуск вниз, я накачал лодку и до нового лагеря решил пойти сплавом. Сходу приманку начали атаковать ленки, которых немало сконцентрировалось на пересохших участках. Не пройдя и километра от маршрута, я увидел, как метрах в пятнадцати от лодки крупная тень, стоявшая на середине реки, резким рывком ушла под противоположный берег и скрылась на глубине. Несмотря на то, что я не шумел веслами, таймень заблаговременно насторожился и решил не искушать судьбу встречей с подозрительным объектом.
В этот день мне довелось не только пугать тайменей. Несколько приличных экземпляров пару раз проводили воблер, правда, без намерения атаковать. Наступил вечер – время, когда активность рыбы возрастает. Я скатился на длинный и глубокий плес. Держу лодку на максимальной дистанции от потенциального места стоянки хищника. Делаю заброс прямо под берег. Несколько метров проводки, затем следует аккуратный тычок по воблеру, а после него уже хороший удар. Выполнив несколько своих коронных финтов, таймень весь запутался в леске, лишив себя возможности сопротивляться.
Это была самая легкая поимка в этом походе. Все прошло по классике: время, место, действия рыболова. Всё, как по учебнику. Но на этом моменте тайменевая рыбалка закончилась и началась охота за тайменем.
Мы уделяли много времени съемкам видео о ловле ленка на различные приманки. Позже об этом выйдет несколько сюжетов. Всё остальное время мы искали тайменя. Пользуясь условиями низкой воды, я тщательно облавливал плесы с ног и сплавом. Второй день рыбалки пока проходил без результата. Хозяин реки пока никак себя не проявлял, будто его и нет на этом участке реки. Ближе к вечеру я объединился с Татьяной Соколовой и дальше мы вместе пошли сплавом. Прошли несколько километров вниз по реке. Солнце уже находилось под острым углом, ослепляя глаза. Клев должен быть в самом разгаре. Но пока активность проявлял лишь ленок.
Встречный ветер притормаживал лодку, позволяя облавливать все укромные места, где может находиться таймень. Проходя так один из интересных плесов, я прочесал воблером весь коряжник под глубоким берегом и немного захватил выход из ямы. Уже совсем вечерело и вот-вот за нами должна прийти лодка, чтобы отвезти обратно к лагерю. Я помнил, что ниже по течению есть еще один очень перспективный плес. Не теряя времени, я сел на весла, чтобы как можно быстрее оказаться на новой точке. Лодка, ускоряемая мной, уже почти зашла на перекат, как вдруг, буквально в нескольких метрах от борта спиннинг Татьяны принимает сокрушительный удар. Крупный таймень притаился прямо перед хребтом переката. Он явно охотился и был очень активен. Хозяина не смутил шум весел и движение лодки. Я причалил лодку на затяжном перекате, и таймень был быстренько взят и также быстро отпущен.
Плес, к которому я так стремился, все же принес мне тайменя, но не того размера, который я ждал.
На следующий день я с отцом, который всю поездку выступал в роли оператора, отправились продолжать съемки, а в остальное время ловить тайменя.
Проходя сплавом по ленковым точкам, я иногда пробиваю участок крупным воблером. Приличный ленок без труда атакует тайменевые приманки. На одном из таких мест, выйдя прямо из-под мелководного берега, крупный силуэт начал преследовать приманку. Издалека мне казалось, что за воблером двигается таймень, гонявший ленка на мелководье. Но по мере приближения, я уже отчетливо различал бурый оттенок и черные точки ленка. Это была рыба колоссальных размеров. На этой реке такие экземпляры встречаются довольно редко. Ленок проводил приманку, но атаковать не стал. А я был не против подержать такого леопарда на спиннинге.
Мы пошли ниже по течению и через несколько плесов случился еще один эпизод. Из углубления под берегом за воблером вышел таймень. Теперь это точно Хозяин реки вне всяких сомнений. Это был очень крупный экземпляр. Но по характеру его поведения, мне стало понятно, что и этот исполин не собирается атаковать. Он просто провожает приманку. Я уже успел огорчиться, но когда до лодки остались считанные метры, в голове хищника что-то переклинило. Рыба резко ускоряется, делает характерный изгиб телом, группируясь перед атакой, и строго по центру краем челюстей кусает воблер. Понимая, что таймень взял приманку очень деликатно, я все же делаю подсечку. Вроде получилось, рыба по-прежнему с воблером в пасти. Таймень решил проверить фрикцион моей катушки, как бешеный рванув обратно к своему углублению под берегом. Мы начали искать место, чтобы причалить лодку. Сторона берега, где сидел таймень, была очень неудобно для вываживания. Это был не берег как таковой, а каменистая сопка, где сразу под ней идет углубление. К тому же эта часть плеса усеяна крупными, поросшими водорослями, валунами. Один из таких валунов и сыграл на пользу тайменю. Оказавшись слишком близко с камнем, рыба отцепила приманку. В результате вместо трофея, мне достался воблер с пучком водорослей и разогнутыми тройниками.
Следующий день пошел уже по другому сценарию. Теперь мы знали, где живет крупный ленок. Пройдя эту точку сплавом на безопасной дистанции, мы оставили лодку ниже по течению и пошли вверх, чтобы аккуратно обловить прибрежные кустики более мелкой приманкой. Я вооружился ультралайтом и мелководным плавающим воблером, чтобы без труда облавливать прибрежную линию.
Сначала я вытащил небольшого ленка. Пройдя несколько метров выше по течению, у меня уцепился хороший экземпляр, но быстро сошел. И вот настало время тех самых кустиков, откуда днем ранее был выход мощного ленка. Один из забросов увенчался успехом. Сначала я почувствовал удар, а затем мой УЛ спиннинг просто вывернулся под нагрузкой. На мгновение все замерло. Ленок в нескольких метрах от меня парит в толще струи, а я просто ожидаю, до конца не осознавая, с чем сейчас предстоит столкнуться. Пока ленок ведет себя очень спокойно, как будто ему самому нравится происходящее. Но я понимал, что это не так и рыба в любой момент может «взорваться». Тогда последствия могут быть не очень хорошие. У меня легкая снасть, тонкая леска размером 0.18мм, воблер оснащен одинарниками. В данной ситуации все это играло не в мою пользу.
Несколько лет назад я вываживал аналогичным комплектом ленка весом 3.5кг. Ленок, как и сейчас, держался неподалеку от меня, сохраняя спокойствие. Но при попытке взять рыбу, ленок взбесился и помчался к противоположному берегу. Обычно, сделав рывок на 3-4 метра, рыба успокаивается и экономит силы. Но тот экземпляр был очень настойчив. Размотав мне больше половины шпули и уйдя на другую сторону реки. Продолжать вываживание тонкой леской на такой дистанции было очень опасно. Мне ничего не оставалось делать, как форсировать реку. Благодаря низкому уровню воды, я все же перешел реку, и трофей был взят. Тогда отчасти мне повезло, да и нынешний экземпляр где-то на килограмм тяжелее, чем тот.
Ленок тем временем, сохраняя спокойствие, начал прижиматься к берегу, подходя ближе к тем самым кустикам, под которыми и сидел. Запускать его туда нельзя. Если рыба зацепит леской эту растительность, то все будет закончено. Я, аккуратно придерживая шпулю, притормаживаю ход ленка. Сработало, хищник начинает удаляться от берега. Рыба проходит недалеко от меня, но это не тот случай, когда можно бросаться на нее в надежде на несколько попыток. Шанс может быть всего один. Я планирую аккуратно спустить рыбу ниже по течению, к мелкому затяжному перекату. Застряв на мелководье, ленок дезориентируется, и тогда можно будет действовать.
Я начинаю двигаться вниз, понемногу стаскивая ленка к тому самому перекату. И тут случилось то, чего я боялся. Почувствовав что-то не ладное, хищник «взрывается» и устремляется под противоположный берег, разматывая фрикцион. Но сработал закон сохранения энергии. Не дотянув немного до основной струи, ленок остановился. Понимая, что часть силы на этой пробежке он потерял, я продолжаю свой замысел.
Коснувшись брюхом гальки, ленок начинает выделывать прыжки, но это не приносит ему пользы, а скорее наоборот, он все дальше загоняет себя на мелководье. Почувствовав, что рыба не окажет больше серьезного сопротивления, я завершаю вываживание.
Увидев днем ранее этого ленка, мне все же удалось его добрать. Совсем неподалеку, я знал о присутствии еще одной рыбы. Но сошедший таймень, впрочем, как и остальные доминирующие хищники, никак не реагировали на наши приманки.
Так проходили дни за днем. В улове встречались только небольшие таймешата до четырех килограмм. Меня уговорили пойти ночью на тот плес, где сошел таймень. Я не очень люблю мышатить и также не питаю особых иллюзий доловить серьезную рыбу после того, как днями ранее она была хорошо наколота. Надвигались дожди и пока есть возможность я решил проверить точку ночью. В глубоких сумерках, сначала на лодке, затем пешком, мы выдвинулись к тому самому плесу. Пришли на место уже в темноте, но я хорошо выучил за прошедшие дни рыбалки структуру этого участка. Также, по ориентирам я помнил, откуда выходил таймень. Не размениваясь на разведку плеса, я сразу встал на точку, где была поклевка. С третьего раза мне удалось добросить мышь под противоположный берег, где и находилось то самое углубление. Тут же последовал всплеск. Я приготовился в ожидании повторной атаки, но почувствовал, что на том конце лески что-то не так: мышь идет с какой-то напругой, как будто что-то ей мешает. За доли секунды я осознаю, что кто-то все-таки повис на ночной приманке и делаю подсечку. Рыба взбесилась. Последовал сокрушительный каскад пируэтов на поверхности. Даже в темноте я отчетливо различал фонтаны брызг. Я помнил про нехорошие валуны под тем берегом, и начало вываживания пришлось форсировать. Когда таймень оказался на середине плеса, я немного расслабился и успешно взял трофей.
Уже отпуская тайменя, я слегка раздвинул ему челюсти. Строго по центру на языке виднелась старая ранка от тройника. Это все-таки был тот самый экземпляр, Хозяин этого плеса.
Последующие дни не ознаменовались ничем выдающимся. Крупный таймень ни у кого не клевал. Небо затянуло, слабый дождь шел по нескольку раз за день. Вода в реке немного поднялась. К завершению поездки, у нас появилась возможность подняться туда, откуда я пошел сплавом в первый день рыбалки. В начале этого повествования я писал, как на одном из плесов, крупная тень ушла на глубину, насторожившись моей лодки. Разумеется, я детально запомнил это место со всеми подробностями.
Теперь мы причалили заблаговременно, не заходя в ту зону, где мог стоять таймень. Я отправился облавливать этот плес, постепенно приближаясь к тому месту, где ранее был замечен таймень. Один из забросов кого-то спровоцировал: я несколько раз почувствовал легкие удары по воблеру. На середине плеса хищник решился на атаку. Спиннинг увяз под нагрузкой, небольшая пауза, а дальше все по классике: фонтаны брызг, мерцания алого хвоста у поверхности, полу свечи, с широко раскрытой пастью.
Плес был широкий и спокойный, препятствий не было. Шанс был только выплюнуть воблер, но приманка сидела крепко.
Для этой поездки характерно то, что все пойманные трофеи дались очень непросто. Практически все были предварительно обозначены, а уже потом доловлены. Это тот самый случай, когда рыбалка превращается в охоту.
Спасибо за внимание!
С уважением, Евгений Сокур
08.10.21
Комментариев пока нет